Главная > Уроки великой победы > Четвертый урок Войны

Четвертый урок Войны

Четвертый урок Войны касается военной разработки доктрины, к ответу на вопрос к какой войне следует готовить Вооруженные силы, какие оборонные задачи предстоит им решать?

В 30-е гг. наиболее вероятными противниками видились Германия, Япония и их сателлиты. После Второй мировой военной доктриной стран Варшавского договора была подготовка к новой глобальной войне с применением всех имеющихся сил и средств. Сейчас, с окончанием «холодной войны», упор следует сделать на подготовке вооруженных сил России к локальным войнам и вооруженным конфликтам.

Однако, при этом, нельзя пренебрегать и возможностью полномасштабной войны. Конечно сейчас угрозы ее нет, но она вполне может появиться в будущем и к ней тоже нужно готовиться. Кроме того, без отработки вопросов подготовки и планирования глобальных военных действий на широком ТВД деградируют органы управления армией и высшие офицерские кадры.

Большая война может возникнуть из мелкого локального конфликта. Да и ограниченность современных локальных войн относительна. К примеру, в знаменитой оперции «Буря в Пустыне» участвовало 12 тыс. артиллерийских орудий, 10 тысяч танков — в 1,5 раза больше, чем, например, при штурме Берлина.

С учетом всего этого наиболее актуальной задачей становится обеспечение экономности и эффективности военного строительства. Как известно, в области строительства Вооруженных сил в 30-е гг. была проведена огромная работа. Но эффективность ее оказалась значительно ниже из-за нерационального использования имевшихся ресурсов. Было перепроизводство старой техники и опоздание с развертыванием производства новых танков, самолетов и др. Слишком часто менялась оргструктура войск. Танки, самолеты были распылены по множеству новых формирований, и в результате большинство соединений оказались недостаточно укомплектованными и боеспособными.

К началу второй мировой войны не отвечали интересам ведения оборонительных операций базирование авиации и расположение складов с материальными запасами. Аэродромы располагались недалеко от границы, не был продуман вопрос защиты расположенных на них самолетов от внезапного удара врага. Практически разработка оперативных и мобилизационных планов СССР не была завершена.

Кроме того, все планы строились на выполнении задач полностью укомплектованными армейскими соединениями, а реально полной мобилизации и развертывания армии в первые дни войны сделано не было.

После войны у нас сложилось пять видов Вооруженных сил. Возникли новые задачи, и для срочного их решения на первых порах считалось более легким создание новых видов ВС и органов управления, чем преобразование старых. Но в свете современных условий и сам Жуков посмотрел бы на все это другими глазами. Все соглашаются, что 5-миллионная и миллионная армия не могут быть в одной и той же организационной структуре, иметь те же органы управления, то же количество вузов, НИИ и др. Но чуть ли не каждый считает: все надо менять, но только не трогать его ведомство или академию.

Если так подходить, то военная реформа, которую все требуют, будет буксовать. Хотя в последние годы немало уже сделано. Преобразованы РВСН, осуществлено объединение ВВС и войск ПВО. В сухопутных войсках создан ряд соединений постоянной боевой готовности, которые в целом успешно выполняют поставленные задачи в Чечне. Но эту работу надо продолжать. Прежде всего нужно конкретно решить вопрос, как при сокращении численности Вооруженных сил, распаде оборонной промышленности, негативном отношении общества к военной службе, отсутствии средств на боевую подготовку приобрести новое качество в боеспособности армии и флота? При этом надо обязательно учитывать реальные финансово-экономические возможности страны, но не приспосабливаться только к ним. Реформа в масштабе государства должна предусматривать и создание необходимой для обороны экономической основы. Ибо если встанет вопрос о жизни и смерти государства, то для обороны страны придется задействовать столько средств, сколько потребуется.

При этом, в первую очередь, необходимо учитывать оперативно-стратегические соображения, определяющие предназначение, организационную структуру и методы управления, а не рассматривать ситуацию только с точки зрения внутренних представлений того или иного вида Вооруженных сил. Например, необходимость реорганизации структуры ПВО определяется не недооценкой этого вида ВС, а возросшим значением борьбы с воздушным противником.



Реклама: